Корсет с изотопом


Чернобыльская АЭС может стать курортом для миллиардеров

Лето продолжается, в разгаре черничный сезон. И ходят киевляне мимо бабушек с корзинами в раздумье: покупать, не покупать? Кто знает, где бабуля собирала эту ягодку? Только подзабытой уже слегка радиации не хватает среди свеженьких сегодняшних проблем! Или рано мы ее подзабыли, эту радиацию - вон, и саркофаг опять на повестке дня?

К РЕАКТОРУ ПОД ЛУНОЙ

Мой собеседник уверен: не рано! И чернику отчего же не покупать - польза очевидна, вред маловероятен. Свое смелое утверждение геронтолог Александр ВАЙСЕРМАН делает, держа в руках все данные, накопленные мировой наукой. "А это нелегко, скажем прямо,- оговаривается он, - поскольку объективной информации сейчас, по сути, нет. Она определяется деньгами, всяческими грантами, а то и прямо фальсифицирована". Впрочем, эту свою точку зрения ученый считает субъективной и никому не навязывает.

Доктор медицинских наук Александр Вайсерман 20 лет занимается изучением малых доз радиации в Институте геронтологии АМН Украины. Недавно еще раз прошерстил для коллективной монографии все написанное в мире по этому поводу. И в очередной раз убедился: не все так просто с нашим общим пугалом - радиацией. Общение с ней во множестве случаев дает организму не минус а плюс.

Несколько лет назад на одной из научных конференций по проблемам Чернобыля был заслушан уникальный доклад - еще и потому уникальный, что построен был на истории болезни одного человека (обычно врачи такое себе не позволяют). Милиция доставила к киевским психиатрам для освидетельствования некоего мужчину 63 лет отроду. Три года подряд, в одно и то же время года, в полнолуние, его задерживали у чернобыльского саркофага в голом виде. Милиция разбиралась, но поскольку предъявить было нечего, выпускала, а через год все повторялось. На четвертый раз отвезли в Киев, где он поведал такую историю. Оказавшись через какое-то время после аварии почти случайно у саркофага, вдруг ощутил необычайный прилив сил, выразившийся, в том числе, и в возобновлении супружеских отношений с женой. Был так потрясен, что через год, в такую же лунную ночь, пробрался тайными тропами, чтобы получить новую порцию "подпитки". Одежду снял полностью, чтобы ни один лучик не пропал, чтобы сильнее подействовало. И чудо повторилось - полученного запаса почти хватило на год, до следующего похода.

- Так врачи его обследовали, Александр Михайлович? И что сказали?

- Психика в норме, об остальном в докладе не говорилось, может, и не проверяли. Но ведь действительно чувствовал прилив сил! И не только он: просматривая обзоры англоязычных авторов, я столкнулся с огромнейшим массивом подобной информации.

Когда в конце ХIХ века были открыты рентгеновские лучи, они вызвали настоящий бум, как это тогда называлось, "радиумной терапии". Врачи всех подряд посылали на лечебные источники с уровнем радиации в десятки раз выше фонового. Еще эффективнее считалось посидеть часок-другой в пещерах с уровнем выше в сотни, а то и в тысячи раз. Дамы щеголяли в "радиоактивных" корсетах, было продано 400 000 бутылок воды с завлекательным названием "Радитор". И всем было хорошо, у всех прибавлялось энергии - пока в 1932 году не скончался преждевременно главный популяризатор всего этого, знаменитый американский мультимиллионер и плейбой Ибен Байерс. Только это охладило энтузиазм его последователей.


ТАКАЯ ПОЛЕЗНАЯ "ГАДОСТЬ"

- Но ведь и Мария Кюри, к примеру, тоже от этого умерла...

- Там были несопоставимые дозы - она же буквально горстями брала этот радий. А вот те, кто попивал водичку, тоже накопили прилично, но чувствовали себя нормально - потому что пили долго и организм адаптировался. Миллионер же, видимо, просто перестарался, рекламируя продукт, - выпивал по несколько бутылок в день... А потом грохнули Хиросима и Нагасаки, и маятник качнулся в другую сторону, в том числе и в умах ученых. Появилась так называемая беспороговая теория: всякое облучение вредно, даже в самых маленьких дозах. Сейчас она многими отвергается. На смену приходит гипотеза, согласно которой в области малых доз эффект меняет знак на противоположный - минус на плюс.
Вообще-то, это вещь универсальная. Еще Парацельс об этом говорил. А в 1888 году два немца, Арндт и Шульц, свели вместе все накопленные за столетия данные и предложили закон, которым фармакология пользуется до сих пор. Он сводится к тому, что любая "гадость", вплоть до дуста, в дозе, составляющей примерно 1% от летальной, действует на организм "наоборот": активизирует жизненные силы.

- Да, но где кончается малая доза и начинается большая?

- А вот тут для каждого вещества существует своя граница, которая определяется экспериментально. Для радиации это примерно 10 фонов, средних по всему земному шару. Хотя на нашей планете известны и области, где фоновое облучение немножко меньше, и такие, где оно значительно больше. В Бразилии есть фешенебельные курорты, в Индии целый штат Керал, где фон больше ни много ни мало - на два порядка! Индийцы с китайцами как-то специально принялись выяснять, насколько здоровье жителей этого штата зависит от уровня фона, ожидая найти у них целые букеты различных болезней. Оказалось - с точностью до наоборот, как по опухолям, так и по другим заболеваниям! Похоже, постоянное облучение активизирует защитные системы организма, и они начинают лучше противостоять не только радиации, а всему на свете.

- Тем не менее известно, что число заболевших раком щитовидки у нас растет...

- Действительно, тут резкий скачок в десятки раз - это данные нашего соседа, Института эндокринологии, я их видел и сам анализировал. Понятно почему это происходит: детишки играли в пыли, "горячая частица" попала в железу и через некоторое время развилась болезнь. Но это единственная патология, по которой удалось что-то выявить на уровне серьезной статистики.

Тем не менее нередко можно услышать: "Вот у меня данные, какой ужас этот Чернобыль!" Но когда серьезные ученые начинают эти данные анализировать, оказывается, что они либо получены на малой статистике, либо методика некорректна. "До аварии на АЭС заболеваемость по той-то патологии была такой, а после увеличилась!" Но оппонент встает и говорит: "А я утверждаю, что в тот же период Горбачев вырубил виноградники, люди стали пить некачественный алкоголь - отсюда и патология".

- В первые годы после аварии часто можно было услышать: страшна не сама радиация, а то, что люди ее панически боятся. Киевлян это раздражало, они были уверены, что врачи утаивают информацию.

- Но это действительно так. Да, Чернобыль негативно отразился на нашем здоровье, но практически все последствия, которые удалось идентифицировать (кроме рака щитовидки), вызваны психогенным фактором. Люди находились в состоянии сильнейшего стресса. Многим пришлось сменить дом, работу, окружение. Плюс многое, что появилось в "эпоху перестройки" и к чему люди не были адаптированы - от безработицы до турецкого печенья в киосках. И плюс, конечно, - многие себя накручивали, это и вправду очень сильно действует на здоровье.

- Да, это делали многие. Помню разговор с доктором химических наук, бабушкой двух внуков. Она всю семью перевела на воду, которую сама дистиллировала.

- Вот такие люди и приносят массу вреда своему здоровью и здоровью окружающих. Конечно, я не могу до конца быть уверенным, что все так уж безоблачно с радиацией - я просто не знаю. Сейчас в Англии проводит исследования наш бывший соотечественник Юрий Дуброва. У него получается, что малые дозы все же могут быть вредными. Не для самого человека - возможно, он даже станет здоровее и проживет дольше. Но в его половых клетках могут возникнуть явления так называемой генетической нестабильности, и это когда-нибудь вылезет у внуков и правнуков. Правда, пока это просто одна из версий. Исследование свежее, оно еще не получило статуса научной респектабельности. Возможно, со временем появятся новые данные, которые это все опровергнут.

ОБЛУЧЕННЫЕ ДОЛГОЖИТЕЛИ

- Но разве о радиации на сегодняшний день так мало известно? А Хиросима и Нагасаки - ведь их последствия тоже много лет изучались?

- Знаете, я очень долго пытался это выяснить. Действительно, после взрывов американцы с японцами проводили обширнейшие исследования на мышах и крысах, а мы все читали об этих исследованиях в реферативных журналах - других выходов за рубеж тогда просто не было. И я постоянно сталкивался со сжатым описанием одного из самых крупномасштабных экспериментов: когда мышей облучали в дозах, сопоставимых с теми, что были недалеко от эпицентра, они на 20% чаще умирали от онкозаболеваний. Эта фраза кочевала из публикации в публикацию как неопровержимое доказательство того, что радиация - это плохо.

И вот, когда появился Интернет и другие источники информации, я наконец нашел полный текст. Оказалось: сама фраза взята точно, слово в слово, но контекст... Действительно, облученные мыши на 20% чаще болели раком. Но они ведь обычно умирают от легочных заболеваний и так называемой глистной инвазии, допустим, в два года. А эти погибали от опухолей в гораздо более позднем возрасте, до которого еще надо было дожить, не зря ведь говорят, что рак - болезнь стариков. Вот так выглядела полная истина, а кусочек, который нам подсовывали, попросту переворачивал ее с ног на голову. Но именно так действуют сейчас многие, стоящие у источников информации - вот и возникает с их легкой руки в представлении людей жуткая картина: "ой, ой, Чернобыль, как ужасно!" Но ведь еще Олдос Хаксли говорил в свое время: "Факты не перестают существовать от того, что их игнорируют".

Наталья КУРОЛЕНКО "ВЕДОМОСТИ"

№ 173-174   13 августа 2007